Эпидемия ВИЧ/СПИДа в Украине:
социально-демографический аспект

Назад Содержание

 

Раздел 5. Основные принципы противодействия эпидемии

Развитие эпидемии ВИЧ-инфекции в Украине среди лиц, употребляющих наркотики инъекционным путем, породило ряд проблем, к решению которых страна оказалась не готовой в силу объективных и субъективных причин. Уместно напомнить, что первая Национальная программа профилактики СПИДа в Украине на 1992-1994 г.г. была принята в сложных социально- политических условиях - на фоне острого недостатка медицинских изделий одноразового использования, средств дезинфекции, стерилизационной аппаратуры, качественных тест-систем для скрининга на ВИЧ, презервативов, а также медикаментов для лечения больных СПИДом.

Исходя из печального опыта России (прежде всего имеется в виду Элиста наиболее крупный внутрибольничный очаг ВИЧ-инфекции на территории бывшего СССР), в первой Национальной программе профилактики СПИДа в Украине приоритетным направлением было осуществление мероприятий по предупреждению передачи ВИЧ в медицинских учреждениях. С этой целью была начата работа по созданию отечественной производственной базы для выпуска одноразовых шприцев, игл к ним, их промышленной стерилизации, производству ультразвуковых промывателей (терминаторов), воздушных стерилизаторов и т. д. Работа проводилась в условиях нарастающего дефицита государственного финансирования. Однако ряд разработок удалось завершить и внедрить в серийное производство до начала 1995 года, когда в связи с недостатком средств и задержкой оплаты этапов работы, несовершенством механизмов индексации оставшиеся разработки были практически прекращены.

Достигнутые результаты позволяли считать, что в стране создана достаточно прочная основа для того, чтобы избежать трагедий Элисты, Волгограда и Ростова-на-Дону, произошедших в 1988-1989 гг. С другой стороны, внутрибольничное заражение 3 детей в 1997 г. в г. Днепропетровске свидетельствует о том, что в профилактике ВИЧ не последнее место занимает неукоснительное выполнение медицинским персоналом своих служебных обязанностей, так как эпидемиологическое расследование этого внутрибольничного очага показало, что детская больница не имела недостатка в одноразовом инструментарии и стерилизационном оборудовании.

Приоритетным направлением профилактики ВИЧ/СПИДа в Украине в последующие 1995-1997 гг. (вторая Национальная программа профилактики СПИДа) было осуществление мероприятий, обеспечивающих предотвращение заражения ВИЧ через донорскую кровь. Это та сфера профилактики СПИДа, где ответственность за заражение граждан полностью несет государство. Значение этого стратегического вопроса выходит за рамки проблемы СПИДа и относится к проблеме национальной безопасности. Выбранная стратегия обеспечила требуемую безопасность донорской крови, и как результат - в эти годы не было зарегистрировано ни одного случая передачи ВИЧ с донорской кровью.

К сожалению, в первой Национальной программе не предусматривалось никаких превентивных мер по профилактике передачи ВИЧ инъекционными потребителями наркотиков. Из второй Программы под нажимом Министерства внутренних дел Украины были изъяты эффективные профилактические предложения, а взамен запланированы хотя и важные, но отнюдь не решающие мероприятия. В итоге органы государственного управления, системы внутренних дел и здравоохранения оказались не готовыми к появлению значительного числа ВИЧ-инфицированных наркоманов. Попытки взять ситуацию под контроль привычными силовыми методами (профилактические рейды милиции по местам пребывания наркоманов, сплошное обследование задержанных на антитела к ВИЧ) привели только к выявлению значительного числа лиц, инфицированных ВИЧ.

На момент окончания действия второй Национальной программы, то есть к 1998 г., в Украине сложилась ситуация, качественно отличающаяся от предыдущего периода, что было обусловлено распространением наркомании и катастрофическим увеличением числа случаев ВИЧ-инфекции среди инъекционных потребителей наркотиков.

Проблема СПИДа в настоящее время жестко связана с проблемой наркомании, поэтому третья программа получила название "Программа профилактики СПИДа и наркомании". Ее действие рассчитано на 1999-2000 гг. Основной целью Программы является предупреждение дальнейшей наркотизации населения Украины, стабилизация ситуации по ВИЧ/СПИДу, смягчение последствий эпидемии. К сожалению, приходится констатировать, что реализация программы происходит в условиях беспрецедентного недостатка финансирования на государственном уровне. Основная финансовая нагрузка в настоящее время лежит на региональных бюджетах. С одной стороны, в связи с этим обстоятельством регионы получили большую самостоятельность, а с другой стороны, существует вероятность определенного видоизменения общей государственной политики в плане профилактики наркомании и СПИДа в зависимости от компетенции местных руководителей и финансового положения того или иного региона.

Возвращаясь к проблеме профилактики передачи ВИЧ через донорскую кровь, следует отметить, что в этой области появились новые проблемы. Социально-экономический кризис, переживаемый страной, отбросил многих жителей Украины за грань бедности. Платный характер донорства, определенный действующим в стране законодательством, привлек в состав доноров определенное число лиц, ведущих опасный относительно риска заражения ВИЧ образ жизни. При взрывоподобном увеличении числа инфицированных среди населения резко возрастает и вероятность передачи ВИЧ с донорской кровью. Если в 1987-1994 гг. в год выявлялось 1-3 ВИЧ-инфицированных, пожелавших стать донорами, то только за 1997, 1998 и 1999 годы их было выявлено 720, 800 и 653 чел. соответственно. Как результат, в 1998 г. зарегистрирован случай передачи ВИЧ с донорской кровью. Донор находился в периоде так называемого сероконверсионного окна, когда выявить ВИЧ-инфекцию при помощи методов, применяемых в настоящее время в службе переливания крови в Украине, невозможно. При этом следует учесть, что этот случай был выявлен ретроспективно, то есть тогда, когда донор пришел сдавать кровь в следующий раз, спустя некоторое время, которого хватило для выработки у него необходимого количества антител к ВИЧ, что и позволило определить факт инфицирования. Сколько же на самом деле могло произойти случаев инфицирования в донорской службе за последние годы? К сожалению, в настоящее время не проводится тестирование на антитела к ВИЧ у реципиентов, часто получающих препараты крови (например, у больных гемофилией). Поэтому сегодня на этот вопрос ответить невозможно.

В третьей Программе предусмотрен пункт о повторном (спустя 4 месяца) тестировании доноров и об использовании препаратов крови только после этого. Этот вопрос неоднократно поднимался медицинской общественностью в последнее время в средствах массовой информации. Безусловно, повторное тестирование может сыграть свою роль в профилактике передачи ВИЧ, а также гепатитов В и С с донорской кровью или ее препаратами. Однако необходимо учесть ряд моментов, являющихся, на наш взгляд, принципиальными.

Во-первых, при подсчете средств, необходимых для введения в практику повторного тестирования, не следует ограничиваться лишь прямыми затратами на приобретение холодильного оборудования для хранения плазмы крови в замороженном состоянии, а учитывать и стоимость электроэнергии, технического обслуживания, дополнительного холодильного оборудования и т. д., что неизбежно приведет к значительному повышению себестоимости конечного продукта. Во-вторых, повторное тестирование принципиально не способно снять проблему безопасности донорской крови, так как храниться в замороженном состоянии при (-40) градусах по Цельсию способна лишь плазма, а другие препараты и компоненты крови, при изготовлении которых технологически невозможно инактивировать ВИЧ (цельная кровь и клетки крови) так сохраняться не могут, а должны быть использованы в течении 1-3 недель после забора и фракционирования крови. Представляется, что более важной задачей является усовершенствование системы отбора доноров, чтобы не допускать людей, ведущих рискованный в плане заражения ВИЧ образ жизни, к сдаче крови.

Принимая во внимание, что основным путем заражения ВИЧ в Украине продолжает оставаться инъекционное потребление наркотиков (65% всех новых случаев заражения в 1999 г.), необходимость проведения эффективных профилактических мероприятий в этой группе населения не вызывает сомнений. Ясно также, что на сегодняшний день не существует иного подхода к решению этой проблемы, чем стратегия "снижения вреда", действенность которой доказана на примере таких городов как, например, Эдинбург (Шотландия) и Торонто (Канада). Эта стратегия предусматривает: просвещение и обучение представителей целевой группы, обмен шприцев, обеззараживание инъекционного инструментария, распространение презервативов и социально- психологическую реабилитацию с использованием заместительной терапии.

В Украине созданы благоприятные условия для широкого внедрения этого подхода, прежде всего с точки зрения законодательства. В статье 4 Закона Украины "О предупреждении заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) и социальной защите населения" предусмотрено "обеспечение предупреждения распространения ВИЧ-инфекции среди лиц, употребляющих наркотические средства инъекционным путем, в частности, создание условий для замены использованных инъекционных игл и шприцев на стерильные".

В ряде городов (Одесса, Николаев, Полтава) накоплен значительный опыт внедрения стратегии "снижения вреда". Актуальной задачей является организация профилактических мероприятий на всей территории Украины, независимо от эпидемической ситуации с охватом ими не менее 60-70% инъекционных потребителей наркотиков.

Учитывая, что более 70% зараженных ВИЧ потребителей наркотиков составляют мужчины, существует реальная угроза передачи ВИЧ от них их сексуальным партнерам- женщинам, многие из которых не являются потребителями наркотиков. Угроза распространения инфекции гетеросексуальным путем от инъекционных потребителей наркотиков общему населению уже стала реальностью. Например, среди ВИЧ-позитивных беременных только 35% заразились при употреблении наркотиков, а среди заразившихся половым путем доминируют женщины, чьими сексуальными партнерами были инъекционные потребители наркотиков.

Вовлечение женщин в эпидемический процесс неизбежно приводит к увеличению количества детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей. Предупреждение этого пути передачи ВИЧ приобретает все большее значение для Украины. Так, если за период 1987-1994 было зарегистрировано 8 ВИЧ-позитивных детей, рожденных ВИЧ-позитивными женщинами, то на 1 января 2000 на учете состояло 972 ребенка.

Неблагоприятные социально-экономические условия, сложившиеся в Украине, повышают уязвимость женщин по отношению к ВИЧ-инфекции. В поисках заработка все большее их число обращается к секс-бизнесу как единственному источнику дохода. Опыт других стран (Таиланд, Индия) показывает, что занятие коммерческим сексом является серьезным фактором, приводящим к заражению, а затем - к дальнейшему распространению ВИЧ-инфекции. По данным, полученным в г. Одессе в 1996, уже тогда 2,5% женщин, занимающихся коммерческим сексом, были ВИЧ-инфицированными. В настоящее время уровень инфицированное™ среди этого контингента в г. Одессе, как, впрочем, и по всей Украине, неизвестен, хотя масштабы проблемы уже очевидны. Реализация специальных профилактических программ в этой группе населения является ведущим профилактическим мероприятием, которое также необходимо осуществлять в возрастающих масштабах.

Во многих странах мира доминирующее значение имеет распространение ВИЧ среди мужчин, имеющих секс с мужчинами. В Украине в настоящее время не отмечено резкого возрастания инфицированное™ гомо- и бисексуальных мужчин, однако при планировании мероприятий по противодействию эпидемии необходимо учитывать и вероятность повышения распространенности ВИЧ среди них.

ВИЧ/СПИД в Украине не является отдаленной угрозой, а представляет вполне реальную опасность уже в течение нескольких лет. Основные принципы, принятые Украиной на совещании министров здравоохранения и финансов по вопросам предупреждения ВИЧ/СПИДа в странах Центральной и Восточной Европы в Риге в апреле 1993 г., остаются актуальными и сегодня:

Во-первых, поднятие уровня осознания проблемы и информированности в обществе.

Во-вторых, инвестирование в здравоохранение - это долгосрочный вклад в благосостояние каждого человека, общества в целом и в устойчивое человеческое развитие.

В-третьих, социальная и экономическая приверженность: все сектора общества - как государственные, так и частные - должны внести свой вклад в эти усилия. Необходимо активно поддерживать участие в этом процессе как общественных организаций, так и людей, живущих с ВИЧ. Это наилучшее объединение для противодействия эпидемии СПИДа.

Четвертое безусловный приоритет должен быть отдан созданию многосекторных комплексных профилактических программ.

Пятое - уважительное отношение к достоинству человека. Принятие принципов осознанного согласия, обеспечения конфиденциальности результатов и добровольности тестирования на ВИЧ.

Шестое - обеспечение безопасных условий в секторе здравоохранения.

Седьмое - мониторинг эпидемии.

Восьмое - координация инвестиций и международной помощи.

И, наконец, - широкое международное и межгосударственное (межрегиональное) сотрудничество. Только действуя вместе мы сможем остановить распространение ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Мы хорошо осознаем, что все эти принципы должны быть заложены в стратегический план, и только со временем, в прямой зависимости от правильности политики, своевременности и адекватности мер по ее внедрению, эпидемия может быть приостановлена и сведена на нет.

Назад Содержание


Гостевая книга
Если у вас есть предложения и пожелания - есть гостевая книга.
Автор этой странички уважает интеллектуальную собственность других людей и надеется на взаимное понимание.

Напишите мне письмо!
Мой электронный почтовый адрес yavorsky@mail.ru
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
List Banner Exchange lite
Hosted by uCoz